Советы психолога

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду

15.09.2022

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕХ,

КТО РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДУ

 

  • не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
  • доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
  • не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
  • дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
  • сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
  • говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
  • постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
  • убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
  • не предлагайте упрощенных решений;

10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

свернуть

Правила реагирования в ситуации высокого суицидального риска

15.09.2022

Правила реагирования в ситуации высокого суицидального риска

Важно не забывать о роли законных представителей, которые по закону должны дать свое согласие на любое действие в отношении подростка. Это касается любой из нижеперечисленных стратегий.

  1. Иметь в доступе телефоны экстренной службы помощи или других служб (единый номер)

Немедленно связаться с семьей. Важно, иметь поддержку семьи, друзей и специалистов, работающих с профилактикой суицида (психиатров, психологов). Внутри учреждения образования полезно создать алгоритм связи с сотрудниками, имеющими специальное образование по работе с суицидальным поведением.

В случае актуального суицидального поведения нужны меры незамедлительного реагирования:

- Прежде всего, важно не оставлять ребенка одного, попытаться успокоить его, снизить его тревогу.

- Немедленно информировать законных представителей о ситуации риска, в которой оказался подросток и о необходимости оказать ему экстренную помощь.

- Позвонить в службы экстренной помощи. Работа экстренных служб необходима в ситуации высокого суицидального риска, попытки или завершенного суицида.

  1. Ограничить доступ к средствам самоповреждения и способам суицида

- Убрать из зоны досягаемости все предметы, которые возможно использовать прямо с целью суицида.

- Ограничить возможность открыть окно или выйти на крышу: падение с высоты – второй по популярности способ суицида в городской среде.

- Ограничить возможности перемещения ребенка.

  1. Не оставлять ребенка одного с проблемой – включать в ситуацию учителей, друзей и других сверстников

- Чувство одиночества и отвержения – один из факторов риска суицидального поведения.

- Даже если подростка выписали из больницы, куда он попал в связи с суицидальными проявлениями, опасность может сохраняться и после выписки. Необходимо продолжать работу с профессионалами, медиками и значимыми людьми из окружения ребенка. Большое количество суицидов происходит на этапе кажущегося улучшения, когда у человека появляются энергия и воля для того, чтобы довести суицидальные идеи до конца. Однако, человек, который когда-либо совершал суицидальную попытку, может не находиться в постоянном риске. Суицидальные мысли могут появляться снова, но они не постоянны, и во многих случаях не возобновляются после лечения.

  1. Развивать коммуникативные навыки: спрашивать и слушать

Выслушав подростка, его мысли и переживания, связанные с суицидальным поведением, мы поможем снизить уровень напряжения, дадим ему понять, что мы беспокоимся о нем и хотим ему помочь.

Что делать, чтобы улучшить коммуникацию?

- Спокойно, открыто и прямо говорить о происходящем, называть происходящее своими словами (желание лишить себя жизни, намерение уйти из жизни, попытка убить себя).

- Слушая подростка, проявить уважение, сопереживание и понимание. Использовать технику активного слушания.

- Установление доверительного контакта – важнейшая задача.

- Уважительно относиться к молчанию, ребенку без сомнения непросто говорить о том, что он чувствует и думает.

- Показать ребенку, что он нам важен, мы беспокоимся о нем.

- Дать ему понять, что все в жизни, кроме смерти, меняется.

- Сосредоточиться на том, чтобы показать ребенку все его достоинства и сильные стороны, заставить увидеть себя ценной и уникальной личностью.

  1. Осуществление супервизорского сопровождения специалистов учреждений образования, работающих в докризисных, кризисных, посткризисных ситуациях.

Это правило следует использовать во время любого процесса помощи человеку с суицидальным риском.

Рекомендуется, чтобы сотрудники образовательной организации, которые оказались включены в активное взаимодействие с человеком с суицидальным риском, обратились за специализированной помощью, а не брали на себя роль и ответственность профессионалов.

  1. Что делать после публичной суицидальной попытки ученика, или попытки, ставшей известной широкой публике?

Как вести себя учителю в классе, в котором один из детей совершил суицидальную попытку, ставшую всем известной? Как разговаривать с близкими ребенка, совершившего суицидальную попытку, и с родителями его одноклассников?

При такой ситуации, наши действия будут направлены на то, чтобы:

- Не замалчивать произошедшее. Однако, нужно иметь ввиду, что до тех пор, пока подросток, совершивший суицидальную попытку, не сообщил об этом своим товарищам, эта информация является конфиденциальной, событием его частной жизни, и нужно попросить о понимании этого как его родителей, так и сотрудников школы.

- Говорить об этом с позиции уважения к подростку, совершившему попытку.

- Избегать оценок и осуждения, и особенно сплетен.

- Говорить о суицидальном поведении прямо.

- Создать эмоциональные сети поддержки. Транслировать детям информацию, что такая поддержка может спасти жизни.

- Дать понять ученикам и другим участникам образовательного процесса, что образовательная организация не позволит насмехаться, стыдить или поздравлять человека, который пытался покончить с жизнью.

- Если попытку суицида совершил учитель, все вышеперечисленные пункты остаются в силе. Коллеги учителя, также, как и его ученики, должны относиться к нему с уважением.

- Также рекомендуется общаться с суицидентом с позиции уважительного выслушивания, уважать его молчание, позволять ему рассказать, все, что он посчитает нужным, не перебивать.

- Следует обязательно обсудить с родителями состояние ребенка. Настроить и поддержать их в принятии решения о необходимости оказания ребенку медицинской, в том числе психиатрической, и психологической помощи.

- Важно попытаться избежать обвинений и оценочных суждений в адрес родителей, Людям, ребенок которых попытался покончить с собой, необходимы помощь и поддержка, а не обвинения.

- Обязательно предложить родителям ребенка, совершившего суицидальную попытку, самим обратиться за помощью.

  1. В ситуации завершенного суицида ученика. Как помочь в горевании?

Одна из самых сложных ситуаций, с которыми сталкивается педагогический коллектив – это как справиться вместе с учениками и их родителями с тем, что их сверстник и ученик школы совершил самоубийство.

Замалчивать произошедшее – это большая ошибка. В любом случае, помочь ученикам выразить свои эмоции – это первый шаг для конструктивного совладания с горем.

Замалчивание может привести к тому, что:

- Дети будут обсуждать это между собой, за спиной у взрослых. Часто замалчивание провоцирует повышение уровня тревоги среди учеников, отсутствие возможности открыто спросить учителя о произошедшем, невозможность выражения своих чувств, страхов, сомнений и т.д.

- Будут дети, которые переживают острое чувство вины, например, в связи со спором или конфликтом с суицидентом в прошлом. Вина – очень частое и очень деструктивное в ситуации совладания с горем, особенно связанным с суицидом, чувство. Незнание и отсутствие адекватной направляющей помощи провоцируют неопределенность, запутанность, ошибки рефлексии и делают боль сильнее, деструктивно влияя на процесс проживания горя.

- Молчание помешает выявлению факторов риска у других детей, которые сильно травмированы случившимся и также могут иметь суицидальные идеи.

Работа учителя:

- Постараться снизить чувство вины – это самое важное.

- Быть искренним. Сообщать детям правду о произошедшем, что помогает снизить заражаемость идеями.

- Не сообщать скабрезных деталей, например, подробностей о способе самоубийства.

- Выделить время на размышления о произошедшем. В течение первой недели очень важно продолжать обсуждать суицид сверстника.

- Помогать в выражении чувств, страхов, сомнений и переживаний с помощью различных видов деятельности в соответствии с их уровнем когнитивного развития, например через рисунки, сочинения или коллажи о произошедшем.

- Транслировать возможность обсуждать произошедшее наедине.

- Разрешать действия горевания, в том числе спонтанные (например, оставлять цветы или письма).

- Помогать в переживании горя и облегчении боли, с помощью выражения и демонстрации своих чувств.

- Обратить их внимание на то, что, если у кого-то из них есть суицидальные мысли или серьезные проблемы, очень важно, чтобы они сообщили об этом для того, чтобы им могла быть оказана помощь.

- В ситуации общения с родителями ребенка, совершившего самоубийство, важнее всего не делать поспешных выводов, не судить родителей и других людей за произошедшее. Общаться с человеком, незадолго до того потерявшим близкого, очень тяжело. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации – слушать и поддерживать намерения обращаться за помощью.

- В ситуации общения с родителями других детей нужно избегать поспешных и оценочных суждений. Важно обратить внимание родителей на естественность их переживаний в сложившейся ситуации, возможность своевременного обращения за помощью для себя и своих детей. Подсказать родителям, куда можно обратиться за этой помощью.

 

  1. Если суицид произошел на глазах у сверстников

- Сообщить в 102. Милиция и скорая приедут на место. Важно предоставить любые данные, как бы абсурдно это не звучало, которые

могли бы быть связаны с возможным случаем кибербуллинга или школьной травли.

- Вывести остальных детей из места, где находится тело погибшего.

- Не трогать тело.

- Как только это станет возможным, воспитатели или учителя каждой группы должны сообщить детям, что произошло.

- Помочь им показать, что они чувствуют и предложить помощь.

- Снизить эмоциональное напряжение и проявить внимание к тем детям, которые находятся в состоянии острой тревоги.

- Постараться избежать того, чтобы они чувствовали себя виноватыми. Поговорить об этом.

- Запросить помощь профессионалов.

- В ситуации общения с родителями ребенка, совершившего самоубийство, важнее всего не делать поспешных выводов, не судить родителей и других людей за произошедшее. Общаться с человеком, незадолго до того потерявшим близкого, очень тяжело. Лучшее, что можно сделать в этой ситуации – слушать и поддерживать намерения обращаться за помощью.

- В ситуации общения с родителями других детей нужно избегать поспешных и оценочных суждений. Важно обратить внимание родителей на естественность их переживаний в сложившейся ситуации, возможность своевременного обращения за помощью для себя и своих детей. Подсказать родителям, куда можно обратиться за этой помощью.

 

свернуть

Памятка по преемственности для учителей

15.09.2022

Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся младшего и среднего звеньев

  1. Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена - программу начальной школы.
  2. Учителям начальных классов ознакомиться с программой по предметам 5 класса, учителям-предметникам ознакомиться с основными требованиями к знаниям и умениям учащихся начальных классов.
  3. Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учите­лей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.
  4. Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полу­годии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллекти­вом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
  5. При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.
  6. Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддержи­вать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психоло­гических, индивидуальных особенностей учащихся и микро­климата в семьях.
  7. Проводить последнее родительское собрание в 4 классе, совместно с будущим классным руководителем.

 

 

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5-го класса

 

  1. Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
  2. С первых дней обучения в 5-ом классе организуйте работу ученического актива.
  3. Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
  4. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
  5. Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы.
  6. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

 

 

 

ПАМЯТКА

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

 

  1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
  2. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
    • готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
    • правильность оформления тетради, различных видов работ;
    • требования к ведению дневника.
  3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
    • начинать уроки со звонком;
    • готовиться к уроку на перемене;
    • прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
    • поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
    • отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
  4. Урок заканчивается со звонком, не задерживаем детей.
  5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

  1. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку.
  2. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений.
  3. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
  4. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
  5. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. Классный руководитель должен периодически повторять их с учащимися, убеждать в целесообразности.
  6. Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, заполняйте дневники вместе на классном часе, ежедневно в конце учебного дня в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
  7. Введите правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
  8. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
  9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.

 

свернуть

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ШКОЛЕ

15.09.2022

Выявление подростков, переживающих стресс и нуждающихся в помощи, обычно не представляет особой проблемы. Гораздо труднее решить, как следует вести себя в отношении детей и подростков с суицидальными тенденциями.

Многие работники школ обладают способностью к чуткому и уважительному обращению с учащимися, испытывающими страдание и суицидальные переживания, в то время как другие этими навыками не владеют. В последнем случае их следует этим умениям обучить. При контактах с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

Выявление у учащегося признаков суицидального кризиса и оказание помощи в его преодолении может вызвать внутренний конфликт у учителей и других школьных работников, поскольку порой они либо не обладают нужными навыками, либо им не хватает времени, или же они опасаются столкновения с собственными психологическими проблемами.

 

Общая превенция: до возникновения суицидальных действий

 

Наиболее важным аспектом суицидальной превенции является раннее выявление детей и подростков, переживающих стресс и/или подвергающихся повышенному суицидальному риску. Для достижения этой цели особое внимание должно уделяться обшей ситуации, в которой находятся работники и учащиеся школы, и ее коррекции с помощью описанных далее методов. Многие эксперты полагают, что прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийства является нецелесообразным. По их мнению, вместо обсуждения проблемы самоубийства, предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

Укрепление психического здоровья учителей и других работников школ.

Прежде всего, важно обеспечить психологическое благополучие учителей и всех работников школы. Обстановка на работе может быть для них психологически неблагоприятной или нести в себе заряд агрессии, а иногда и насилия. Поэтому они нуждаются в информационных материалах, помогающих им разобраться в ситуации и предлагающих адекватные способы реагирования на психологическое напряжение или возможные психические дисфункции у самих себя, учеников и коллег. Кроме того, им бывает необходима поддержка и, при необходимости – лечение, которое следует им предоставить.

Укрепление самоуважения и положительной самооценки учащихся.

Положительная самооценка и чувство собственного достоинства помогает детям и подросткам избегать эмоциональных проблем и уныния, предоставляет им возможность успешного преодоления трудных и травмирующих ситуаций в жизни.

Для выработки у детей положительной самооценки и самоуважения используются различные способы. Ниже перечислены некоторые рекомендуемые подходы:

  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.
  • Не следует оказывать постоянное давление на подростка или юношу и предъявлять чрезмерные требования в отношении достижения все лучших и лучших результатов (в учебе, жизни и т.д.).
  • Взрослым недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует их действительно любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
  • Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они – дети.

Жалость и сочувствие снижают самоуважение, тогда как эмпатия способствует его повышению, поскольку она не содержит осуждения. В раннем детстве самостоятельность и собственные умения являются строительным материалом формирования самоуважения и положительной самооценки.

Самооценка у подростков зависит от развития физических, социальных и трудовых навыков. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей. В конце концов, рано или поздно подросток или юноша должен приобрести независимость от семьи, школы и окружающих сверстников, наладить отношения с противоположным полом, подготовить себя к самостоятельной жизни, выработать собственную осмысленную жизненную позицию. В этих начинаниях ему необходима тактичная и умная поддержка.

Эффективной стратегией является обязательное обучение жизненным навыкам, вначале на жизненных примерах других, а затем в курсе школьной программы. Курс обучения должен включать обучение навыкам оказания поддержки сверстникам и друзьям, а также умению в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым.

Кроме того, система образования должна способствовать развитию и укреплению чувства идентичности у любого учащегося.

Еще одной важной задачей является обеспечение стабильности и преемственности в школьном обучении.

Поощрение выражения эмоций и чувств.

Детей и подростков следует учить серьезному отношению к собственным чувствам и поощрять их к искреннему обмену переживаниями с родителями и другими взрослыми, такими как учителя, школьный фельдшер, психолог, педагог социальный, друзья, спортивный тренер, священник.

Предотвращение запугивания и физического насилия в школе.

В системе образования следует использовать специальные меры предотвращения запугивания и физического насилия в школе или на ее территории. Это является необходимой мерой обеспечения безопасной обстановки, свободной от взаимной нетерпимости.

Информирование о возможностях оказания помощи.

Доступность специальных служб оказания помощи должна обеспечиваться путем широкого распространения сведений о них, в том числе среди детей и подростков. Речь идет, например, об информации относительно телефонных номеров кризисных телефонных линий и служб неотложной психиатрической помощи.

 

Интервенция:

меры, которые следует предпринимать при выявлении риска самоубийства

 

В большинстве случаев, у детей и подростков, переживающих стресс и/или подвергающихся риску суицидального поведения, существуют еще и проблемы общения, т.е. неспособность или невозможность обсуждения с кем-либо возникших проблем. Поэтому с этими подростками, юношами и девушками, в первую очередь, следует установить диалог.

Общение.

Первым шагом в превенции самоубийства всегда является доверительное общение. Диалог с человеком во время суицидального кризиса является необычайно важным. Отсутствие доверительного общения и обусловленное этим нарушение взаимодействия между людьми приводит к перечисленным ниже последствиям:

  • Возникает ситуация, когда молчание и нарастающая напряженность в отношениях не позволяют сделать ничего полезного для подростка. Нередко причиной отсутствия диалога являются ложные опасения взрослого, что обсуждение с ребенком или подростком его суицидальных мыслей и высказываний может спровоцировать его на совершение суицидального акта.
  • Амбивалентность реакций взрослых. Очень часто столкновение взрослых людей с суицидальными высказываниями ребенка или подростка вызывает обострение их собственных психологических конфликтов. Психологическое напряжение, вызванное общением со страдающим или суицидальным ребенком или подростком, может достигнуть большой интенсивности и сопровождается широким спектром эмоциональных реакций. В некоторых случаях у взрослого, находящегося в контакте с такими детьми или подростками, актуализируются собственные эмоциональные проблемы. Иногда подобные проблемы оказываются весьма серьезными у работников школы, амбивалентность (неоднозначность) чувств которых – стремление помочь суицидальному ученику и одновременно возникающее нежелание или неспособность предпринять соответствующие меры – может привести к отказу от обсуждения проблемы.
  • Возникает прямая или опосредованная агрессия. Иногда дискомфорт, который испытывают взрослые, выливается в осознанную или бессознательную агрессию против ребенка. В результате взрослые реагируют словесной или невербальной агрессией в отношении страдающего или суицидального ребенка/подростка.
  • Важно понять, что в процессе общения учитель не является одиноким, поэтому обучение способности вести доверительную беседу во время суицидального кризиса является особенно важным моментом. Диалог должен соответствовать ситуации. Он подразумевает признание самоценности детей и подростков и их потребности, прежде всего, в помощи, а не в дидактическом подходе (с позиции старшего).

Дети и подростки, переживающие стресс или подвергающиеся риску самоубийства, часто бывают чрезмерно чувствительными к стилю общения других людей, иными словами молодежь в состоянии суицидального кризиса особенно чувствительна не столько к тому, что говорится, но и, к тому, как это говорится. Эта чувствительность может быть обусловлена тем, что в период их воспитания у них не сложились доверительные отношения с членами семьи и сверстниками, поэтому они сталкивались с отсутствием интереса, уважения и любви к себе со стороны окружающих. Повышенная чувствительность суицидального подростка проявляется как в словесном, так и невербальном общении. Порой больше пользы приносит невербальная коммуникация – «язык жестов и прикосновений». Взрослых не должно обескураживать нежелание детей и подростков разговаривать с ними. Они должны помнить, что установка на избегание контакта часто является признаком недоверия к взрослым.

Взрослые могут столкнуться с  тем, что ребенок отвергает их помощь. На самом деле он одновременно и желает, и не хочет ее. Суицидальные дети и подростки проявляют выраженную амбивалентность в отношении того, принять ли предложенную им помощь, или отвергнуть ее, продолжать жить, или умереть. Эта амбивалентность явно отражается в их поведении, они легко переходят от обращения за помощью к ее отвержению, и окружающие могут неправильно интерпретировать их поступки. Поэтому для достижения положительного результата в диалоге необходимы мягкость и настойчивость, терпение и максимальное проявление сочувствия и любви.

Повышение квалификации работников школы.

Обучение специальным навыкам общения с суицидальными подростками должно осуществляться в ходе специальных курсов практического обучения, направленных на выработку подходов общения между учащимися и учителями, а также на повышение уровня осознания и понимания преподавателями и другими работниками школы суицидального риска. Ключевыми мерами превенции самоубийств являются повышение квалификации всех работников школы, в компетенцию которых входят беседы с коллегами и учащимися о вопросах жизни и смерти, обучение их выявлению стрессовых состояний, признаков депрессии и суицидального поведения, повышение уровня их знаний о доступных видах психологической поддержки и других источниках помощи.

Важными инструментами в профилактической работе являются специальные руководства по превенции самоубийств, в которых ясно сформулированы цели и четко определены ограничения этой работы.

Направление к специалисту.

Быстрая, решительная и при необходимости – властная, авторитарная интервенция, а именно – направление суицидального подростка к врачу общего профиля, детскому психиатру или в отделение скорой помощи, может спасти его жизнь.

Эффективность медицинских служб для детей и подростков в плане суицидальной превенции связана с их доступностью, они не должны отпугивать людей, и контакт с ними не должен оставлять на пациенте социального клейма (стигмы). Если ученик находится в состоянии суицидального кризиса, его следует активно направить или лично доставить в сопровождении работника школы в медицинское учреждение, где его принимает команда, состоящая из врачей, медицинских сестер, социальных работников и юристов, задачей которых является защита прав ребенка. Подобное активное направление учащегося в медицинское учреждение не позволит ему уклониться от обращения, что вполне может произойти, если просто выписать направление, выдать его на руки или отправить по почте.

 

 

Ограничение доступности средств самоубийства.

Различные формы надзора, надежное хранение опасных медикаментов, огнестрельного оружия, пестицидов, взрывчатых веществ, ножей в учебных заведениях, родительских домах и других местах пребывания суицидальных подростков, являются важными мерами спасения их жизни. Поскольку эти меры сами по себе не являются достаточными для долговременной превенции самоубийства, ребенку одновременно следует оказывать психологическую поддержку.

 

Если совершена суицидальная попытка или самоубийство

Информирование работников школы и соучеников.

В школах должны существовать специальные инструкции относительно информирования работников школы, особенно, учителей, а также учащихся и их родителей, о совершении в школе суицидальной попытки или самоубийства. Эти меры направлены на предотвращение кластеризации самоубийств, т.е. проявления «эффекта заразительности». Этот эффект является следствием психологической тенденции суицидальных детей и подростков подражать деструктивным действиям людей, совершивших самоубийство или суицидальную попытку.

Важно не только выявить всех учеников с суицидальными тенденциями, обучающихся в том же и в других классах школы. Суицидальный кластер может охватить не только знакомых друг с другом детей и подростков, даже совершенно чужие и никогда не встречавшие самоубийцу юноши и девушки могут имитировать его поведение и, в результате, тоже совершить самоубийство.

Соучеников, работников школы и родителей следует тактично, но объективно известить о самоубийстве или суицидальной попытке, совершенной учеником, и проработать переживания, вызванные случившимся событием.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Самоубийство не является громом с ясного неба: учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер. Превенция самоубийств является для учителей и других работников школы задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:

  • своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
  • формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;
  • облегчение душевных страданий;
  • проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
  • оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;
  • контроль посещаемости занятий и прогулов;
  • дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  • своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками;
  • осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;
  • оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.
свернуть

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ «Как выявить у ребёнка суицидальный риск?»

По данным государственной статистики у 30 % лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, а по данным Всемирной организации здравоохранения общее количество смертей от суицида сейчас приближается к 1 млн. год. В связи с этим ВОЗ объявила 10 сентября Всемирным днём предотвращения самоубийств. Особое внимание уделяется раннему выявлению подростков, склонных к суицидальным намерениям, и оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
развернуть

Причины суицидального поведения детей:

  • Проблемы, связанные с домом, семьёй, близкими, когда ребёнок чувствует себя ненужным, обузой, изгоем.
  • Проблемы в отношениях со сверстниками и учителями: непринятие, унижение, страх, неразделённая любовь, одиночество. Ещё страшнее, если у ребёнка вообще нет опоры: ни дома, ни в школе, ни во дворе!
  • Тяжелая кризисная ситуация (смерть близких, катастрофа), превышающая порог стрессоустойчивости ребёнка, отсутствие поддержки.
  • Психические болезни (шизофрения, эпилепсия, депрессии)

Попытка к самоубийству - эта всегда крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде.

Признаки, по которым можно распознать подростка, намеревающегося покончить жизнь самоубийством: Словесные признаки:

  • Прямо и явно говорит о смерти: « Я собираюсь покончить с собой», « Я не могу так больше жить», «Даже если я умру, вы этого не заметите»,
  • Косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не хочу вам мешать, скоро меня не будет!», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться!»,
  • Много шутит на тему самоубийства,
  • Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти,
  • Приведение своих дел в порядок, раздаривание любимых вещей, составление предсмертной записки.

Поведенческие и эмоциональные признаки:

  • резкие изменения в поведении: беспокойное поведение, потеря интересов, хобби, безразличие в учёбе, пропуски уроков, уходы из дома, изоляция от друзей и семьи, уход в себя, безразличие к внешнему виду, повышенный интерес к музыке и фильмам на тему смерти, сексуальная распущенность, употребление алкоголя и наркотиков;
  • эмоциональные нарушения: частые смены настроения, подавленность, угнетённость, самобичевание, чувство вины, или раздражительность, угрюмость, внезапные приступы гнева, агрессии.
  • нарушения сна и аппетита: отсутствие аппетита, бессонница, частая усталость, или, наоборот, обжорство, сонливость.

О возможном суициде можно говорить по сочетанию большинства признаков!!! В любом случае, такое поведение - сигнал о том, что у ребёнка что-то случилось, и окружающим (педагогам, друзьям, родителям) необходимо уделить ему больше времени и внимания. Поговорите с ребёнком о его душевном состоянии («Как ты себя чувствуешь?», « Похоже, что у тебя что-то стряслось?», «Что тебя беспокоит?»), причём не старайтесь давать советы и не оценивайте его, будьте хорошим слушателем. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Оцените серьёзность намерений и чувств ребёнка. В случае выявления суицидального риска обязательно сообщите об этом родителям ученика, специалистам СППС и администрации школы.

       

 

А ТАКЖЕ ЗВОНИТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В  Г.БРЕСТЕ (анонимно, круглосуточно): 40-62-26

  

       Памятку разработали педагоги-психологи СШ № 37: Осипук Н.И., Мороз И.Ю.

 

 

свернуть

Практические рекомендации  для педагогов    «Как избавиться от стресса»

Существуют психологические рекомендации учителям по управлению стрессом. Вы можете использовать их в своей работе, чтобы научиться справляться со стрессовыми ситуациями успешно.
развернуть

 

  • Разрешайте проблемы своевременно, это укрепляет уверенность в  себе и вызывает радостное чувство.
  • Научитесь без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.
  • В стрессовой ситуации думайте: «Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней».
  • Каждый день будьте настолько активны, насколько вы может. Будьте заняты.
  • По возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать.
  • Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят.
  • Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги.

 

 

  • Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.
  • Не слишком увязайте в воспоминаниях о прошлом, не погружайтесь слишком в мечты о будущем. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас»
  • Полезно знать, что все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их преодолели, значит, преодолеем и мы!
  • Создавайте себе комфортные условия работы («милые пустячки»).
  • Разговаривайте иногда с людьми «по пустякам».
  • Укрепление физического здоровья - важнейшее условие профилактики любого стресса.

 

 

  • Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свою нагрузку.
  • Старайтесь учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, использовать «тайм-аут».
  • Проще относитесь к конфликтам на работе, учитесь их грамотно разрешать.
  • Не пытайтесь быть лучше всегда и во всем.
  • Причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
  • Жить нужно по способностям и средствам.
свернуть