Все составляющие воспитания, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об образовании и Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, обязательны для реализации в учреждениях общего среднего образования. Мероприятия по реализации основных направлений работы определены Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021—2025 годы.
При организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году особое внимание необходимо уделить идеологическому, гражданскому, патриотическому и военно-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию,
формированию здорового образа жизни и профилактике вредных зависимостей, организации взаимодействия с семьей.
В целях формирования правовой культуры учащихся создан и функционирует Детский правовой сайт www.mir.pravo.by. Данный ресурс помогает учащимся понять, что такое право, и получить первоначальные юридические знания, рассказывает о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны.
2023 год объявлен Годом мира и созидания. Основной идеей проведения Года мира и созидания является укрепление в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства. Исходя из этого учреждениям образования при организации воспитательной работы следует акцентировать внимание на формировании у учащихся понимания важности мира и согласия в обществе, осознании роли их предков в достижении и сохранении мира на нашей земле, готовности к активным созидательным действиям на благо Родины.
25 февраля 2024 года будут проведены выборы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь.
Для формирования у учащихся активной гражданской позиции, накопления у них опыта социально значимой деятельности учреждениям образования следует продолжить работу по привлечению учащихся к участию в мероприятиях и акциях гражданско-патриотической направленности,
проводимых ОО «БРПО» и ОО «БРСМ».
Важным направлением идеологического воспитания остается работа по формированию у учащихся уважительного отношения к государственной символике. Следует уделить должное внимание поддержанию уголков государственной символики в учреждениях образования в надлежащем состоянии, исполнению Государственного гимна, использованию государственных символов при проведении торжественных собраний и мероприятий, приуроченных к знаменательным датам и государственным праздникам.
В 2024/2025 учебном году значительное место должно быть отведено подготовке празднования 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Учреждениям общего среднего образования особое внимание следует уделить организации внеурочных мероприятий, посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проведению уроков Памяти с использованием информационно-аналитических материалов Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о расследовании уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; запланировать участие в тематических
мероприятиях и акциях.
В 2024/2025 учебном году духовно-нравственное воспитание учащихся остается одним из приоритетных направлений воспитания. Целесообразность и актуальность духовно-нравственного воспитания учащихся обусловлена отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности.
В 2024/2025 учебном году следует продолжить работу по экологическому воспитанию учащихся, направленную на формирование у них экологической культуры, умений и навыков рационального природопользования, реализацию в учреждениях общего среднего образования социальных проектов с учетом регионального экологического компонента. Работа по экологическому воспитанию является вкладом в обеспечение экологической и биологической безопасности нашей страны.
Формирование навыков безопасного поведения, профилактика травматизма, сохранение жизни и здоровья учащихся остаются актуальным направлением воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году. Следует постоянно акцентировать внимание учащихся на правилах поведения в школе, быту и на улице, правилах пожарной безопасности, дорожного движения.
Воспитание психологической культуры, стремления к самопознанию и саморазвитию является важнейшей составляющей целенаправленного процесса формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося и заключается в создании условий:
для формирования умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности;
формирования познавательных и учебных интересов;
развития эмоционально-ценностной сферы, творческого потенциала и ресурсных возможностей;
развития коммуникативных способностей и коррекции личностного развития и поведения;
развития сферы представлений о себе как о личности;
развития творческих способностей;
стимулирования процессов самопознания и самосовершенствования, стремления к самореализации;
стимулирования учебной мотивации и развития готовности к систематическому обучению;
расширения социальных представлений и ценностей и иное.
Одной из задач трудового воспитания в 2023/2024 учебном году остается подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду через формирование основ культуры умственного и физического труда, осознание социальной значимости профессиональной деятельности, выработку трудолюбия,
инициативности, стремления к достижению высоких результатов.
Разъяснение социальной значимости профессий в обществе и формирование мотивационной основы для профессионального самоопределения — основное направление профориентационной работы в современных условиях.
Взаимодействие учреждений общего среднего образования с семьей следует рассматривать как процесс совместной деятельности по согласованию задач, форм и методов семейного и школьного воспитания. Целью взаимодействия является создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации; гармонизация взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями; своевременное выявление проблем семейного воспитания.
Обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказание им психологической помощи является одним из основных требований к организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.