Школьный проект «Помнить, чтобы жить»

Содержание проекта «Помнить, чтобы жить»

Управление по образованию администрации Московского района г. Бреста

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 22 г. Бреста»

 

 

 

 

Районный этап республиканского конкурса научно-методической литературы и педагогического опыта

«Будущее начинается сегодня!»

Номинация «Память и боль белорусской земли»

 

 

 

 

Проект

 «Помнить, чтобы жить»

 

 

 

Инициативная группа под руководством

Борисюк Марины Валерьевны, заместителя директора по воспитательной работе:

Марчук Валентина Афанасьевна, учитель истории;

Кузьмич Валерий Леонидович, руководитель по 

военно-патриотическому воспитанию;

Пасовец Александр Михайлович, руководитель по

военно-патриотическому воспитанию;

Равинская Юлия Алексеевна,

педагог-организатор;

Чапко Светлана Александровна,

педагог-организатор;

Пятигорец Людмила Петровна,

учитель русского языка и литературы.

 

 

2022 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогическими коллективами школ нашей страны, является эффективная организация воспитательной работы, в том числе и работы по патриотическому воспитанию учащихся.

Современный мир, благодаря быстрому развитию новых информационных технологий, несет нам не только облегчение труда и доступность информации, но и порождает ложные жизненные ценности, что проявляется в обществе равнодушием, немотивированной агрессивностью, неуважительным отношением к государству, стремлением к получению материальных благ и успеха любой ценой.

В наше непростое время преодолевать трудности обществу помогают сплоченность, патриотизм, любовь к родине, своему народу, а также стремление бескорыстно служить Отечеству.

Среди многих направлений патриотического воспитания военно-патриотическое становится наиболее значимым и востребованным. Оно решает ряд актуальных проблем. Известно о том, что на территории нашей страны действует ряд экстремистских организаций, вовлекающих молодежь в противоправные действия. Эти организации стремятся изнутри разрушить общество государства, проповедуя решение проблем через насилие.

Патриотизм не заложен в нас природой, это социальное качество, которое формируется в течение всей его жизни. Детский возраст — лучшее время для начала патриотического воспитания. Это возраст самоутверждения, становления, поиска и принятия жизненных ориентиров, идеалов, развития социальных интересов.  Следовательно, необходимо организовать целенаправленную работу по формированию исторической памяти молодого поколения.

Как показывает практика, школьники имеют довольно обширные знания о событиях Великой Отечественной войны и, в частности, о геноциде белорусского народа. Задачей проекта является создание навыков самостоятельного анализа исторических процессов и событий.

История Беларуси полна тяжелых и страшных страниц, но никакие беды не могли сломить дух нашего народа. Нацистская идеология чужда белорусам, чья генетическая память стала настоящим национальным иммунитетом. В этой памяти много боли и страданий, это трагический исторический опыт. Великая Отечественная была не просто войной, она стала планомерным истреблением нашего народа. Однако разработанный нацистской Германией план «Ост», к счастью, не осуществился. Поэтому мы должны помнить, какой ценой завоевано для нас счастье, и быть благодарными тем, кто подарил нам мир.

Память о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, – важнейший ресурс патриотического воспитания молодежи. Идея проекта возникла после посещения Музея боевой славы школы № 22 в г. Бреста, в котором находится экспозиция «Я не хочу, чтобы повторилась война», посвященная бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.

Учащиеся нашей школы проводят дни памяти, приуроченные к трагическим датам нашей истории и дням воинской славы.

Клуб «Экскурсовод» проводит экскурсии для учащихся СШ № 22 и школ города, занимается архивной деятельностью, поисковой работой, участвует в мероприятиях, приуроченных к памятным датам.

Клуб «Щедрое сердце» тесно взаимодействует с ветеранскими организациями города, встречается с ветеранами вооруженных сил РБ, участниками боевых действий в горячих точках планеты, и поздравляет их с праздниками.

Пионерская дружина им. П.М. Гаврилова участвует в военно-патриотических мероприятиях, соревнованиях, волонтерских акциях, творческих конкурсах.

Проект ориентирован на учащихся 7-11 классов, в основу проекта положена система работы школы направленная на приобретение знаний и ознакомление учащихся с историческими событиями Великой Отечественной войны с целью не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне прошлого века, чьими наследниками мы остаемся; способствовать развитию у школьников  чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу; сохранению исторической памяти о событиях произошедших в годы Великой Отечественной  войны. 

ЦЕЛЬ

Cоздание на базе школьного Музея боевой славы экспозиции, посвященной геноциду населения Бреста в годы Великой Отечественной войны.

ЗАДАЧИ

— определить уровень сформированности исторических знаний через анкетирование и участие в диалоговых площадках учащихся 7-11 классов о событиях Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

— организовать активное взаимодействие с Музеем обороны Брестской крепости и краеведческим музеем, с городской и областной организациями БАБНУФ (Белорусская ассоциация бывших несовершеннолетних узников фашизма);

— разработать экскурсию по местам массового уничтожения населения города Бреста в годы Великой Отечественной войны;

— развивать исследовательские компетенции учащихся посредством их вовлечения школьников в научно-практическую деятельность, творческие конкурсы, уроки исторической памяти;

— воспитывать чувство любви к своей Родине, интереса и уважения к историческому прошлому белорусского народа, его героическому наследию. 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОЕКТА

Приоритетным направлением проекта является проведение уроков памяти о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; поисковая деятельность учащихся по данной проблеме; проведение экскурсий в Музее боевой славы. Данный проект состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

В рамках подготовительного этапа проекта проводилось диагностирование участников проекта с целью оценки уровня исторической грамотности, привлечения внимания к получению знаний о геноциде белорусского народа. Исходя из этого осуществлялся отбор основных форм работы с учащимися.

В рамках основного этапа проекта планируются мероприятия с использованием различных форм и методов патриотического воспитания, как духовной составляющей личности учащихся: творческие марафоны, экспозиционные выставки, поисково-исследовательская работа, акции, участие в митингах и парадах, работа школьного Музея боевой славы, тематические классные часы, диалоговые площадки.   

Заключительный этап включает в себя аналитическую деятельность по итогам реализации основного этапа проекта, рекомендации по внедрению проекта в образовательный процесс.

 

 

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

1. Формирование рабочей группы.

2. Определение темы проекта.

3. Формирование целей и задач проекта.

4. Проведение анкетирования.

Приложение № 1

5. Диагностика определения уровня сформированности знаний о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны у учащихся (7-11 классы)

6. Отбор основных форм и методов работы с учащимися по привлечению внимания к получению знаний о геноциде белорусского народа.

7. Организация работы с представителями «БАБНУФ»

8. Размещение информации о проекте на странице школьного сайта.

Сентябрь 2022

 

ОСНОВНОЙ  ЭТАП

1. Выставочная экспозиция «Без срока давности»

2. Выставочная экспозиция «Я не хочу, чтобы повторилась война» Приложение 2

3. Урок памяти, приуроченный к 80-летию ликвидации Брестского гетто «И помнит мир спасенный»

(7-8 классы) Приложение 3

4. Тематические классные часы «Город Брест в годы оккупации немецко-фашистскими войсками 1941-1944 г.» (7-11 классы)

5. Участие в конкурсе «Будущее начинается сегодня»

6. Открытый диалог «Осуществление плана «Ост» на территории Беларуси» (9-е классы)

7. Интерактивный блиц-опрос «Что я знаю о геноциде белорусского народа в годы ВОВ» (9-10 классы)

8. Урок памяти «Судьбы семей защитников Брестской крепости» (7-9 классы)

9. Урок памяти «Создание Брестского гетто»

(9-8 классы)

10. Участие в акции «Сохраним мир вместе»

11. Индивидуальная поисковая работа учащихся «Изучение архивных материалов по геноциду белорусского народа в г. Бресте: Брестское гетто. Массовые расстрелы на территории города, концлагеря в окрестностях города» (10-11 классы)

12. Краеведческий час «Изучение мест массового уничтожения мирных жителей на территории Брестчины» (7-8 классы)

13. Общешкольный творческий конкурс рисунков «Войной украденное детство» (7-8 классы)

14. Проведение тематического физкультурного занятия «Мы будущие защитники» (7-11 классы)

15. Групповое занятие «Создание интерактивной карты «Места массового уничтожения мирного населения на территории Бреста и в окрестностях города» по результатам поисковой деятельности учащихся. (10 классы)

16. Экскурсии учащихся в мемориальный комплекс «Дремлево» (7-е классы)

 

17. Экскурсии в Музее боевой славы СШ № 22 г.Бреста «Я не хочу, чтобы повторилась война!» посвященные бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей «Об этом забывать нельзя!» (7-е классы) Приложение 4, Приложение 5.

  1. Встреча с представителями «БАБНУФ»

(9-8 классы)

  1. Урок памяти, приуроченный к «Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей»

(10-11 классы)

  1. Просмотр к/ф «По воспоминаниям Деревянко Л.Ф., бывшей в детстве узницей концлагеря «Освенцим» (10-11 классы).
  2. Конкурс творческих работ «Помнить, чтобы жить!»

(письма современных школьников своим внукам об истории геноцида белорусского народа.

Закладка лучшего письма в «капсулы времени») (10-11 классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП

1. Проведение итогового анкетирования учащихся

(7-11 классы) «Великая Отечественная война глазами юных читателей». Приложение 1.

2. Изготовление учащимися проектных материалов (мультимедийных презентаций, докладов, сообщений)

3. Конкурс презентаций «Что я знаю о геноциде белорусского народа» (8-9 классы)

4. Размещение материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, исторических событиях в экспозиции музея школы с дальнейшим использованием их в образовательном процессе.

5. Размещение интерактивной карты «Места массового уничтожения мирного населения на территории Бреста и в окрестностях города» в Музее боевой славы СШ № 22 г. Бреста.

6. Анализ участия в конкурсах, выставочных экспозициях, уровня проведения мероприятий со школьниками.

7. Оформление фотоотчета о мероприятиях проекта.

8. Оценка результативности проекта.

9. Размещение информации об итогах реализации проекта на странице школьного сайта.

Июнь 2023

 

СОЦИАЛЬНОЕ  ПАРТНЕРСТВО

 

Кто они наши партнеры

Что мы получаем от сотрудничества с ними

Что партнеры получают от сотрудничества с нами

Музей обороны Брестской крепости

 

изучение материалов о семьях защитников Брестской крепости

 

сохранение и популяризация историко-культурных ценностей через привлечение молодежи

Краеведческий музей

 

изучение материалов по истории Бреста в годы ВОВ

 

сохранение и популяризация историко-культурных ценностей через привлечение молодежи

Брестский областной архив

 

знакомство с архивными документами о геноциде в г. Бресте в годы ВОВ

 

расширение культурно-массовой, патриотической работы среди учащихся

Областная и городская организация бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей

информация о жизни малолетних узников фашистских концлагерей в годы ВОВ

проведение патриотической работы по воспитанию молодого поколения

 

МОНИТОРИНГ  ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

 

Проведение опроса учащихся 9-11-х классов по выяснению востребованности проекта, уровня удовлетворенности проводимой работы в школе по привлечению внимания к получению знаний о геноциде белорусского народа.

Анализ динамики личностных изменений по сравнительным результатам стартовой и итоговой диагностики.

Анализ уровня развития активности и включенности разных групп учащихся в процесс реализации проекта.

Анализ охвата общественности и учащихся проведенными мероприятиями

Анализ участия в конкурсах, акциях, выставочных экспозициях.

Работа по проекту продолжается до 1 июня 2023 г.

 

ПОТЕНЦИАЛ  РАЗВИТИЯ  ПРОЕКТА

 

- объединение усилий педагогического сообщества в решении проблем патриотического и нравственного воспитания в условиях социального партнерства;

- апробация новых форм и методов деятельности патриотического и нравственного воспитания школьников;

- публикация материалов проекта на сайте школы;

- повышение качества знаний о Великой Отечественной войне;

- совершенствование гражданско-патриотического воспитания;

- разработка методического материала для проведения уроков, открытых диалогов, внеклассных мероприятий, творческих конкурсов;

- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации школьников;

- вовлечение всех участников образовательного процесса в реализацию данного проекта.

 

Приложение 1

Анкета

«Великая Отечественная война глазами юных читателей».

 

2022 год ознаменован празднованием 77 – годовщины Победы белорусского народа в Великой Отечественной войне. К этой дате приурочена данная анкета, составленная работниками библиотеки.

Цель анкетирования: стимулирование интереса к чтению литературы о Великой Отечественной войне. Проводя анкетирование, мы ставили следующие задачи:

- получить сведения об общем уровне знаний молодёжи и подростков о войне;

- выяснить, в какой мере библиотека содействует получению этих знаний;

- определить круг наиболее востребованной литературы военной тематики для составления рекомендательных списков.

1. Откуда Вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?

(Нужное подчеркните или напишите свое мнение).

-      от родителей;

-      из школьных учебников;

-      из кинофильмов;

-      от участников войны;

- из теле- и радиопередач;

- из книг, журналов;

- специально интересовался историей войны;

- от библиотекаря и библиотечных мероприятий;

     - другое

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Какой была война для народа нашей страны?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие основные сражения и битвы Великой Отечественной войны Вы знаете?

- защита Брестской крепости;

- битва на Курской дуге;

- битва за Сталинград;

- штурм Берлина;

- освобождение Минска;

- другое

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите известных Вам героев Великой Отечественной войны.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как библиотека помогает Вам лучше узнать правду о Великой Отечественной войне?

- через книжные выставки;

- через встречи с интересными людьми, ветеранами;

- через тематические вечера, читательские конференции;

- через беседы с библиотекарем;

- через клубы по интересам.

6. Книг о Великой Отечественной войне великое множество. Какие из этих романов, повестей, стихов и мемуаров о Великой Отечественной войне Вы читали? О каких Вы слышали? (Нужное подчеркните)

      - А. Адамович «Я из огненной деревни»

      - А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга»

      - Ч. Айтматов «Ранние журавли»

      - С. Алексиевич «У войны не женское лицо»

- В. Астафьев «Прокляты и убиты», «Пастух и пастушка», «Так хочется жить», «Где-то гремит война»

     - В. Богомолов «Иван», «В августе сорок четвертого»,

     - Ю. Бондарев «Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня»

     - В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Пойти и не вернуться»,«Карьер»,  «В тумане»

     - Б. Васильев «А зори здесь тихие...», «Завтра была война»

     - В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

     - К. Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, господи!»

     - В. Гроссман «За правое дело», «Жизнь и судьба»

     - Ю. Друнина «Стихи»

     - В. Некрасов «В окопах Сталинграда»

     - Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

     - К. Симонов «Живые и мертвые», «Из записок Лопатина»,

«Двадцать дней без войны»

     - С. Смирнов «Брестская крепость»

     - И. Стаднюк «Война»

     - А. Твардовский «Василий Теркин», «Стихи»

     - А. Фадеев «Молодая гвардия»

     - М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину»

7. Какая книга о войне вам запомнилась наиболее?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Есть ли среди ваших родственников живые или погибшие участники Великой Отечественной войны? Интересуетесь ли вы военным периодом их жизни?______________________________________________________________________________________________________________________________

9. В  2022 году исполнилось  78 лет со  дня  освобождения  Беларуси  от  немецко - фашистских захватчиков. Был ли этот день праздником и для Вас?

   - Да                               - Нет                          - Другое

10. Что Вы чувствуете и думаете, когда говорят о Дне Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

- смерть, боль, страдания;

- история, на которой надо учиться человечеству, и не повторять прошлых ошибок;

- сострадание людям, которых затронуло это время;

- чувство боли и страдания за безвременно ушедшие жизни миллионов людей и чувство огромной гордости за нашу Родину, победившую врага;

- великий подвиг народа, одновременно это и трагедия XX века;

- трагическое и страшное событие в судьбе нашей Родины;

- героический подвиг советских людей, которые в этой войне сделали то, что не сделал никто, чувство гордости и радости;

- героизм и патриотизм советского народа;

- благодарность ветеранам;

- неотъемлемая часть моей жизни, истории моей семьи, истории моей страны;

- ваше мнение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите Ваш возраст

________________

 

 

 

Анкета

«Великая Отечественная война»

1. Что для тебя значит Великая Отечественная война?

 -великий подвиг советского народа

- просто далекое прошлое

 - гордость за свой народ

 - уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны

 - другое

 2. Воевал ли кто-нибудь из твоих прадедов или дедов?

 - Да               - Нет                     - Не знаю

 3. Назови имена великих полководцев и героев ВОВ…………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Я читаю книги о Великой Отечественной войне

 - только по школьной программе

 - это мой личный выбор

 - не читаю такие книги

 - другое

 5. Какая книга о ВОВ произвела на тебя особое впечатление? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

6. Кто из героев книг о ВОВ тебе особенно запомнился?

 ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7. Какой художественный фильм о ВОВ произвел на тебя неповторимое впечатление? ……………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………… ………

8. Назови героев фильмов о войне, которые тебе особо запомнились? ……………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………...

 9. Почему ты отметил именно этих героев

- очень смелый

- сильный духом

 - человечный

 - самоотверженный

 - талантливый военачальник

- другое

10. Как ты относишься к тому, что в стране, победившей фашизм, появились неофашисты, скинхеды?

- положительно

- отрицательно

- крайне отрицательно

- не думал об этом

  1. Что, по-твоему, нужно сделать, чтобы на Земле больше не было войны? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2. Сколько тебе лет? …………………………….
  3. Кто ты? (Нужное подчеркнуть)

 - Мальчик                 - Девочка

 

Анкета

«Великая Отечественная война»

(для школьников 16 – 18 лет)

  1. Отметьте период Великой Отечественной войны.

а) 1 сентября 1939 – 9 мая 1945 гг.

б) 22 июня 1941 – 2 сентября 1945 гг.

в) 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 гг.

г) 22 июня 1941 – 9 мая 1945 гг.

  1. Интересуетесь ли Вы событиями, произошедшими в годы Великой Отечественной войны?

а) Да, мне интересна история Отечества в целом;

б) Нет, мне не интересно всё, что связано с Великой Отечественной войной;

в) Меня больше интересуют события, происходящие в наши дни;

г) Да, мне особенно интересна история Великой Отечественной войны.

  1. На какой стране (странах) лежит ответственность за развязывание Второй Мировой войны?

а) Германия и её союзники;

б) Страны Западной Европы (Англия и Франция);

в) Страны Запада и Германия с её союзниками;

г) Германия и СССР;

д) США.

  1. Укажите фамилии людей, деятельность которых, по Вашему мнению, привели советский народ к победе в войне:

а) Жуков;

б) Сталин;

в) Ленин;

г) Гитлер;

д) Ломоносов;

е) Укажите свой вариант______________________________________________

  1. Началом «коренного перелома» в ходе Второй мировой войны послужила победа:

а) Под Ленинградом;

б) Под Москвой;

в) Под Сталинградом;

г) В Курской битве;

д) У атолла Мидуэй;

е) При Эль-Аламейне.

  1. О ком из указанных ниже участников Великой Отечественной войны Вы ничего не знаете:

а) Константин Жуков;

б) Алексей Маресьев;

в) Дмитрий Карбышев;

г) Александр Матросов;

д) Рокоссовский К. К.;

е) Покрышкин А.И.

ж) Зоя Космодемьянская;

з) Машеров П. М.

  1. Был ли захвачен фашистами город Ленинград в годы Великой Отечественной войны?

а) Был захвачен полностью;

б) Не был захвачен;

в) Был захвачен частично и в городе проходил фронт;

г) Город находился в глубоком тылу.

  1. Какое значение имел город Ленинград в годы Великой Отечественной войны?

а) Поставлял на фронт новое вооружение;

б) Сковал значительные силы фашистов и их союзников;

в) Поставлял на фронт продовольствие;

г) Никакого.

 

  1. Великая Отечественная война для Вас это:

а) Великий подвиг советского народа, который предопределил будущее России;

б) Уважение к ныне живущим участникам войны;

в) Далекое прошлое, скорбь по погибшим;

г) История, которая мне безразлична (не интересуюсь);

д) Другое__________________________________________________________

  1. Какие чувства преобладают у Вас при размышлении о Великой Отечественной войне?

а) Гордость за советский народ;

б) Горечь на человеческие жертвы;

в) Безразличие;

г) Затрудняюсь ответить;

д) Другое__________________________________________________________

  1. Есть ли (или были) среди Ваших родственников участники Великой Отечественной войны? Если да, то кто именно?

а) Отец, мать;

б) Дедушка, бабушка;

в) Прабабушка, прадедушка;

г) Затрудняюсь ответить;

д) Другое__________________________________________________________

  1. Были ли среди Ваших прадедушек, прабабушек, других родственников награждённые медалями, орденами Великой Отечественной войны?

а) Да, и награды хранятся в нашей семье;

б) Да, но награды не сохранились;

в) Нет;

г) Не знаю, мне безразлично.

  1. Будет ли 78-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне большим праздником в Вашей семье?

а) Да;                   б) Нет;

в) Затрудняюсь ответить.

  1. Какую роль, по Вашему мнению, играют мероприятия, которые проводятся во всей стране в память о погибших, о Победе?

а) Это важная составляющая нашей настоящей жизни. «Чтобы ценить настоящее, надо чтить прошлое».

б) Это важно, чтобы уважать старшее поколение, победившее ради нашего светлого будущего.

в) Это светлый праздник, в котором я с радостью принимаю участие.

г) Праздновать этот день необходимо, чтобы не допустить такое вновь.

д) Такие мероприятия воспитывают во мне патриотизм и чувство гордости за свою страну.

е) Другое__________________________________________________________

  1. Каковы Ваши чувства в отношении 9 мая? (выберите наиболее подходящий вариант)

а) Самый великий праздник, и равного ему не будет.

б) То, благодаря чему чувствуешь гордость за свой народ.

в) Просто радостный день окончания страшной войны.

г) Праздник, как праздник.

д) Чувствую безразличие.

е) Очень неоднозначно отношусь к этому дню.

ж) Раздражает шумиха вокруг этой даты и только.

  1. Считаете ли Вы уместным или неуместным проведение следующих общественных мероприятий по сохранению памяти о Великой Отечественной войне? Почему? (поставьте крестик в соответствующем поле)

                А. Проведение военных парадов

  1. Уместно;
  2. Неуместно.
  3. Почему? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

                Б. Акция «Бессмертный Полк»

  1. Уместно;
  2. Неуместно.
  3. Почему? ________________________________________________________

                В.         Военно-исторические реконструкции

  1. Уместно;
  2. Неуместно.
  3. Почему? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

                 Г. Ношение бутоньерки «Цветок великой победы»

  1. Уместно;
  2. Неуместно.
  3. Почему? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

                 Д. Облачение в военную форму Советской Армии

  1. Уместно;
  2. Неуместно.
  3. Почему? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

                 Е. Уход и содержание захоронений солдат

  1. Уместно;
  2. Неуместно.
  3. Почему? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

                Ж. Уход и содержание захоронений солдат нацистской Германии и её союзников

  1. Уместно;
  2. Неуместно.
  3. Почему? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Кто, на Ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование Ваших патриотических чувств?

а) Школа.

б) Родители.

в) Окружающие люди, друзья.

г) СМИ.

д) Органы власти.

е) Другое__________________________________________________________

  1. В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у молодежи следующие направления патриотического воспитания? (поставьте рядом с каждым пунктом балл от 1 до 10, где 1 – самое низкое влияние, а 10 – самое высокое влияние)
  2. Классные и школьные мероприятия;
  3. Деятельность патриотических клубов, центров;
  4. Фестивали, конкурсы патриотической направленности;  
  5. Военно-спортивные игры;  
  6. Литература патриотической направленности;
  7. Выставки патриотической направленности;
  8. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и конфликтов;
  9. Художественные или документальные фильмы;
  10. Посещение памятных мест;
  11. Другое_________________________________________________________
  12. Какие мероприятия, по Вашему мнению, необходимо проводить в учреждениях образования или за его пределами, чтобы сохранить Память о Великой Отечественной войне?

Укажите_____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваш возраст:

Укажите___________________ 

  1. Ваш класс:

Укажите___________________

 

Приложение 2

Экспозиция «Я не хочу, чтобы повторилась война»

Центром патриотического воспитания в средней школе № 22 является Музей боевой славы. В 2010 году в сотрудничестве с Брестской областной и городской организациями бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей была создана экспозиция « Я не хочу, чтобы повторилась война»

Фот.1. - Экспозиция «Я не хочу, чтобы повторилась война»

Открытие экспозиции было приурочено к Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей 11 апреля. В мероприятии приняли участие бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей  г. Бреста и Брестской области. Присутствовали  также средства массовой информации, освятившие впоследствии это событие (видео прилагается).

Музей располагает большим количеством материалов, посвященным бывшим узникам фашистских концлагерей. Это воспоминания малолетних узников, в том числе воспоминания в стихах бывшего узника концлагеря Заксенхаузен Зимовца Эдуарда Михайловича, подаренные им нашему музею во время встречи с учащимися школы в 2014 году и проведении музейного урока «Война и судьбы» 

Фот.1.Музейные уроки

В музее хранятся сборники стихов Просмыцкого Николая Александровича, в детстве бывшего узником концлагеря Береза. Собрано большое количество документов и художественной литературы, посвященной данной тематике. Учащимися школы создан фильм по воспоминаниям Деревянко Лидии Федоровны, бывшего заместителя СШ № 22, которая в детстве являлась узницей концлагеря Освенцим. На базе экспозиции создана учащимися виртуальная экскурсия «Я не хочу чтобы, повторилась война»

Все материалы активно используются учителями школы для проведения внеклассных мероприятий.

Экскурсоводы Музея боевой славы по экспозиции «Я не хочу, чтобы повторилась война» проводят экскурсии для учащихся средней школы № 22 и школ города.

Материалы экспозиции используются учителями истории при проведении уроков, посвященных Великой Отечественной войне. Музей боевой славы принимает участие в районных, областных и республиканских конкурсах, где также используются материалы, посвященные бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей.

Приложение 3

Урок памяти жертв Бестского гетто

«И помнит мир спасённый…»

Место проведения: школьный музей боевой славы.

Аудитория: учащиеся 7 – 8 кл., кл. рук. 7 – 8 кл.

Технические средства: ноутбук, телевизор, стереосистема.

Музыкальное сопровождение: Адажио Альбинони, Бетховен «Лунная соната».

 

Цели:

  • Образовательная:
  • познакомить учащихся с материалами сайта центра Холокост по истории концлагеря «Освенцим», как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
  • умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических событий;
  • повысить информационную грамотность учащихся;
  • Развивающая:
  • развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
  • развитие навыков монологической речи;
  • умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
  • развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
  • Воспитательная:
  • воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;
  • научить защищать идеи гуманизма;
  • обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

 

Презентация (Приложение 2.1)

     Эпиграф (звучат «Фортепианные миниатюры»).

    Всё в жизни тленно,

    Всё в земле схоронят…

    Для памяти не вырыто могил.

    Здесь нет ни одной персональной судьбы –

    Все судьбы в единую слиты.

                                                          Владимир Высоцкий

 

 

План мероприятия

Слайд №1 – 18 октября 1942 г. – ликвидация Брестского гетто (Бетховен «Лунная соната».)

Ведущий: Сегодня мы хотим предложить вам серьезный разговор на очень важную тему: холокост. Мы могли бы выбрать другую тему для разговора, могли бы просто посмотреть какой-нибудь фильм, провести развлекательное мероприятие, но мы считаем, что если человечество не будет помнить о войне, о Холокосте, Освенциме, мы рискуем повторить ужас сороковых годов двадцатого столетия, мы рискуем повторить прошлое. 

Слайд №2 - 1 чтец. Кто из вас может рассказать о геноциде?

Геноцид - это истребление в годы Второй мировой войны нацистами представителей еврейского народа, славян, цыган, людей с умственными и физическими отклонениями. С этой целью в Германии была разработана специальная система, частью которой стали созданные в Германии и на оккупированных ею территориях лагеря смерти. В них проводились жестокие и антигуманные медицинские эксперименты, постоянно совершенствовалась технология уничтожения. Жертвами геноцида стали около 6 млн евреев. Только на территории Беларуси были уничтожены свыше 800 тыс. евреев. В лагерях смерти погибли миллионы советских военнопленных и мирных граждан, представителей европейских народов.                      

2 чтец: А кто знает, что такое холокост?

«Холокост» – греческое слово, оно имеет несколько значений: «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение». В Библии – это одна из форм  жертвоприношения в храме.

3 чтец: Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах 20 ст. и символизировал крематории концлагеря Освенцима. Холоко́ст— систематическое преследование и истребление немецкими нацистами почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам. С 1933 по 1945 год было уничтожено 6 миллионов евреев

          1 чтец: В ходе холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Также подвергались уничтожению нетрудоспособные и душевнобольные. Из всех злодеяний нацистской Германии это самое  страшное.

2 чтец: Что такое гетто? В городах создавались жилые зоны, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.

Это районы городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях.

Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью.

3 чтец: От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления.

По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» — естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей.

          Слайд №51 чтец:       Когда мир узнаёт про Холокост,

                        немеет сердце, холодеют руки,

                        и просит Господа с рыданием душа,

                        пусть никогда не повторятся эти муки!

          Слайд №6 – 2 чтец: Таким преступлениям, как Холокост, нет, и не может быть срока давности. Им нет ни прощения, ни забвения. Любые попытки замолчать эти события, исказить, переписать историю, недопустимы и безнравственны.           3 чтец: Память о Холокосте необходима, чтобы мы никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

           Слайд №7 – Старое еврейское кладбище (недалеко от ул. Пушкинской). Фото 1918 г.

                       1 чтец:   Фашизма на земле не смыть пятно,

 И к памяти взывает нас оно.

 Набатом - Холокоста трупный смрад,

 И миллионный счет людских утрат.

                       2 чтец:   Все, кто ушел, к былому не вернутся, 

 И их сердца в сей жизни, не забьются.

 Вы прокляты – на ком лежит вина,

 Что боль утрат испили мы до дна.

                       3 чтец:   Вас судит боль заочно и стоглазо,                                       и даже тех, кто ходит, не наказан.                                       За все злодейства и за все грехи                                       вам утром смерть вещают петухи.

                                                                                      Феликс Мамут

 

Слайд №8 - 3 чтецБрестское гетто, которое существовало с 16 декабря 1941г. по 18 октября 1942г., —  это место принудительного переселения евреев города Бреста и близлежащих населённых пунктов в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Беларуси войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны.

Слайд №9 – план гетто.

Слайд №10 - 1 чтецГетто находилось в границах улиц Советской, Маяковского, Кирова и Интернациональной. Московская улица (шоссе Варшава — Минск) делила территорию гетто на две неравные части: бо́льшую, расположенную на севере, и меньшую на юге[. Внутри периметра из колючей проволоки длиной 5—6 километров оказались заперты до 27 000 человек.

2 чтецГетто было огорожено колючей проволокой и охранялось патрулями. Вход и выход узникам без специального разрешения запрещался, за самовольный выход в лучшем случае полагалась тюрьма, обычно — расстрел. Проход евреям из одной части гетто в другую разрешался только до 18:00. В гетто было трое ворот, выходящих на улицы Московскую, Советскую и Гоголя. Охрану ворот несла жандармерия.

Слайд №12-13 – Обречённые на смерть.

Слайд №14 - 3 чтецВ июле-сентябре 1942 года на одного еврея в больнице, доме престарелых или в детском доме выдавалось в сутки 25 граммов муки и 50 граммов крупы, а в детском саду и столовой — 10 граммов муки и 25 граммов крупы.

Слайд №16 - 1 чтец:  Ещё до полной ликвидации гетто узников постоянно убивали в самом городе, а также вывозили и убивали в районе станции Берёза - Картузская, на Бронной горе, на Речице, в районе форта № 8 (Дубровка).

Слайд №17 - 2 чтец:  В начале октября 1942 года в Брест прибыла группа сотрудников гестапо для организации «окончательного решения еврейского вопроса». Они собрали в кинотеатре «Мир» руководство немецкой, польской и украинской полиции для инструктажа по действиям во время уничтожения гетто.

Слайд №19 - 3 чтец:  Брестское гетто было полностью уничтожено. На улицах лежало множество тел убитых. Массовые расстрелы прошли на кладбище на стыке улиц Московской и Куйбышева, во дворе дома № 126  между улицами Куйбышева и Карбышева, около 5000 евреев расстреляли возле больницы на улице Интернациональной. Также были убиты 90 еврейских детей в детском доме № 2 и 64 еврея в доме престарелых. В результате были убиты почти все евреи Бреста. В живых из всех узников гетто осталось 19 человек.

Слайд №20 - 1 чтец:  Памятник жертвам гетто на улице Куйбышева.

Слайд №21 – 2 чтец:  22 Бронная Гора. Памятник на месте массовых убийств евреев брестского гетто.

Слайд № 23 - 3 чтец:  Памятник на Тришинском кладбище в Бресте на месте перезахоронения останков 1000 расстрелянных узников Брестского гетто. Их останки были найдены во время строительных работ на улице Куйбышева.

Слайд № 24 - 1 чтецСимволом Холокоста стал простой цветок – фиалка. У греков фиалка считалась цветком печали и смерти. Ею убирали смертное ложе и могилы молодых, преждевременно умерших женщин. Фиалка была также эмблемой пробуждения природы и в то же время девизом Афин, которые поэт Пиндар воспевал в своих стихах, показывал, как украшен цветами фиалок город, а скульпторы и живописцы изображали в виде женщины с венком фиалок на голове.

          2 чтецФиалки нежные проклюнулись не сразу,

                                   и трудно, и непросто из земли.

                                   Согрело солнце их не по приказу…

                         Как не хватает нам такой любви!

                    3 чтец:   Никто цветы не положил от сердца

                                   тут, в лагере, где погибал народ.

                                   А можно светлой памятью согреться

                                   в часы душевных болей и невзгод.

                     1 чтец Приди сюда, мой современник милый,

                                    и на фиалки посмотри весной.

                                    Они взошли, где скорбные могилы,

                                    где  мученики обрели покой…

                                                                          (Фридрих Золотковский.

                                                                                    «Весна в Берген – Бeльзене»)                     

Ведущий: И расцветали фиалки на братских могилах Бухенвальда, Освенцима, Бабьего Яра….

Звучит фортепианная композиция «Светлая грусть»

 

Слайд № 24 - Праведники народов мира

2 чтец:   В Бресте 4 человека были удостоены почётного звания «Праведник народов мира» от израильского мемориального института

«Яд ва - Шем» «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны»:

3 чтец:   Курянович Игнатий — за спасение Смоляра Моше;

Головченко Пётр и Софья и Макаренко Пелагея — за спасение семьи Манкеров и Энгельмана Миши.

Приложение 4

Экскурсия «Я не хочу, чтобы повторилась война»

 

         11 апреля 1945 года узники лагеря смерти «Бухенвальд» подняли восстание, и над лагерем взвился Красный флаг – флаг свободы.

По решению ООН 11 апреля было объявлено Международным днём освобождения узников фашистских концлагерей. Этот день стал днём памяти расстрелянных и сожжённых, умерших от голода и лишений в фашистской неволе.

К концу 1944 г. в Европе было 20 основных концлагерей и 1000 филиалов. Подавляющее большинство узников были обречены на смерть.

Во всех лагерях были газовые камеры, крематории, лаборатории для преступных медицинских экспериментов. Исключительно высокой была смертность узников в лагерях Освенцим и Майданек. Всего за годы второй мировой войны через концлагеря прошли 18 миллионов человек, из которых 11 миллионов погибло.

Немало концлагерей было и на территории нашей родной Беларуси. В числе крупнейших лагерей смерти в Беларуси лагерь смерти Озаричи.

Он существовал всего 10 дней. За это время сюда свезли 55 тысяч человек. Выжила лишь половина.

Не лагерь — братская могила,

Вороний клич да волчья гать.

Болото мёртвых хоронило,

Не успевало принимать.

Шла смерть своей походкой твёрдой…

Лишь в мыслях делались гробы…

Ребёнок маленький – как свёрток

Неразвернувшейся судьбы…

Узникам лагеря смерти «Озаричи» посвятили книгу «Память» Владимир Кривоблоцкий и Валентина Поликанина.

Узниками фашистских концлагерей были не только взрослые, но и дети. Узницей фашистского лагеря смерти Освенцим в детстве была бывший заместитель директора по начальным классам средней школы №22 Деревянко Лидия Фёдоровна. В настоящее время Лидия Фёдоровна  возглавляет городскую организацию бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.

Многие дети, оказавшиеся в фашистских концлагерях, погибли, так и не дождавшись освобождения.

Фашистские преступники убивали детей не только в концлагерях. 23 сентября 1942 года фашистские палачи учинили расправу над воспитанниками Домачевского детского дома. Трагедия произошла в полутора километрах от деревни Леплёвка. Фашисты расстреляли 54 ребёнка и их воспитательницу Полину Грохольскую. На месте захоронения жертв фашизма в послевоенный период воздвигнут памятник.

Экспозиция «Я не хочу, чтобы повторилась война…» была открыта в нашем музее 11 апреля 2010 года. На открытии присутствовали бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей. В музее хранится диск с записью этого памятного события (Приложение 1.1.2).

На открытии экспозиции два сборника стихов «Материнский родник» и «Стояли насмерть» подарил музею школы Просмыцкий Николай Александрович, бывший в детстве узником концлагеря «Берёза», находившегося на Брестчине.

В настоящее время мы продолжаем сотрудничество с

 областной и городской организациями бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. По воспоминаниям Деревянко Лидии Фёдоровны учащимися нашей школы создан фильм «Я не хочу, чтобы повторилась война…».

         11 апреля 2013 года ученики и учителя нашей школы по приглашению председателя городской организации бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей Деревянко Л.Ф. приняли участие в митинге, посвящённом Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей.

         Экспозиция «Я не хочу, чтобы повторилась война…» создана в нашем школьном музее с тем, чтобы подрастающее молодое поколение помнило о трагедии второй мировой войны, и чтобы эта трагедия больше никогда не повторилась.

 

 

 

свернуть