Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе для развития исследовательских навыков учащихся 7-11-х классов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 г. БРЕСТА»
Республиканский конкурс
научно-методической литературы и педагогического опыта
«Гордимся прошлым и работаем для будущего»
Информационно-методическая папка
«Использование краеведческого материала
на уроках истории и во внеклассной работе
для развития исследовательских навыков
учащихся 7-11-х классов»
Марчук Валентина Афанасьевна,
учитель истории
+375292068873
Брест
2021
Современный молодой человек, выпускник школы, несмотря на выбор будущей профессии, должен обладать достаточными историческими знаниями, умением критически мыслить, анализировать, делать выводы.
В условиях современного мира, рыночной экономики каждый выпускник будет чувствовать себя уверенным, если помимо багажа школьных знаний, у него будут сформированы навыки исследовательской деятельности, умение самостоятельно повышать свой уровень знаний. Актуальность данной работы обусловлена потребностями практики образовательной деятельности, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности, осуществлять исследовательскую деятельность.
В работе рассматриваются пути и приёмы организации обучения учащихся, обеспечивающие развитие мыслительных процессов, интеллектуальных и творческих способностей, приобретение опыта изучения реальной действительности.
Цель работы
Описать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся, содействовать повышению качества процесса образования через формирование исследовательских компетенций учащихся на основе использования краеведческого материала.
Задачи
- Изучить современные подходы к развитию исследовательских умений учащихся в учебной и внеучебной деятельности посредством анализа краеведческого материала.
- Выработать и реализовать на практике систему работы по развитию поисково-исследовательских знаний, умений и навыков обучающихся.
- Проанализировать результативность опыта и определить направления в дальнейшей работе.
С 1992 года я являюсь руководителем Музея боевой славы в ГУО «Средняя школа №22 г. Бреста». Одним из направлений работы культурно-просветительской деятельности музея является поисковая работа, которой занимаются учащиеся нашей школы под моим руководством.
С 2008 года возглавляю поисковую работу мемориального отряда школы.
В 2018/2019 учебном году обобщила и описала опыт педагогической деятельности по теме «Поисковая работа как важная составляющая подготовки мемориального отряда школы».
В 2019/2020 году обобщила и описала опыт педагогической деятельности по теме «Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе для развития исследовательских навыков обучающихся»
Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, целью которой является получение новых объективных научных знаний. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, неизвестными фактами, а обучение алгоритму работы, навыкам, которые могут быть использованы потом в исследовании любой сложности и тематики.
Исследовательская работа учащихся является неотъемлемой частью образования в области истории и инструментом развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению истории.
Проблема воспитания патриотизма является частью государственной политики, одной из самых главных и значимых. Поэтому основным содержанием комплексной системы воспитательной работы в средней школе №22 г. Бреста является формирование у учащихся таких качеств, как патриотизм, любовь к Родине, ответственность за будущее своей страны. Центром гражданско-патриотического воспитания в школе является Музей боевой славы.
Школа и музей тесно сотрудничают с городской и областной организациями бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Учащимися школы была написана поисковая работа «Лишенные детства», занявшая 2-е место в районном конкурсе исследовательских работ в 2009 г. По следам этой работы мы создали в музее экспозицию «Я не хочу, чтобы повторилась война» (приложение 3). Торжественное открытие экспозиции состоялось 11 апреля 2010 г. и было приурочено к международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. На открытии присутствовали бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, проживающие в г.Бресте и Брестской области, а также средства массовой информации, осветившие впоследствии это событие.
В 2013 году учащимся школы Ляшуком Александром была написана поисковая работа «Римма Шершнёва – героиня белорусского народа». С этой работой наша школа участвовала в районном конкурсе на лучший экспонат для музея Великой Отечественной войны, где мы заняли 2-ое место. При написании данной работы учащимся под руководством руководителя музея были изучены и использованы многочисленные материалы о Римме Шершнёвой, хранящиеся в Музее боевой славы ГУО «СШ №22 г.Бреста».
При создании исследовательской работы «Я не хочу, чтобы повторилась война...» (приложение 1) экскурсовод музея Шпак Арина, изучив материалы, предоставленные музею областной и городской организациями бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, подготовила под руководством руководителя музея презентацию и текст к ней, с которыми выступила на городском конкурсе юных экскурсоводов музеев учреждений образования, где заняла 3-е место в номинации «Музей в чемодане».
В 2014 году экскурсоводами музея была подготовлена поисковая работа «Моя любимая улица моего родного города» (приложение 1). Под руководством руководителя музея был составлен план работы по изучению хозяйственных и культурных объектов, находящихся на улице Янки Купалы. После того, как эти объекты были посещены и изучены, была создана презентация, составлен текст экскурсии и записано видео, с которыми учащиеся выступали на районном и областном конкурсе экскурсоводов «Моя малая Родина», стали лауреатами областного этапа конкурса, удостоены диплома Брестского областного Центра туризма и краеведения детей и молодёжи.
Более сорока лет несут вахту на Посту Памяти у Вечного огня учащиеся СШ №22 г. Бреста.
Заступая на Пост Памяти, мемориальный отряд школы предоставляет поисковую работу и оформляет «Мемориальный уголок».
Я руковожу поисковой работой мемориального отряда школы с 2008 года.
В результате поисковой работы учащимися школы собран богатый материал по темам «От Берестья до Бреста», «Памятники защитникам Отечества в городе Бресте», «Орден, медаль в моей семье», «Дети в обороне Брестской крепости», «Освобождение Брестчины в 1944 году (приложение 2).
Все поисковые работы, написанные нашими учащимися, это работы по краеведению. Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителей и учащихся в положение исследователей. Поэтому обязательной её частью является участие в поисково-исследовательской деятельности как учителя, так и учащихся.
На примере поисковых работ, написанных нашими учащимися, хочу рассказать, как проходит процесс создания работы. Из членов мемориального отряда выбирается инициативная группа (дети в возрасте 14-17 лет). Получив тему поисковой работы, учащиеся совместно с учителем определяют цели и задачи исследования. После разработки и принятия общего плана работы начинается сбор материала по теме поисковой работы.
При написании работы «От Берестья до Бреста» была изучена литература по истории нашего города. Больше всего материала по данной теме было найдено в книгах «Брест. Энциклопедический справочник», Мн., 1987; «Память. Брест. Книга 1-я.» Мн., 1997; «Память. Брест. Книга 2-я.» Мн., 2001; «Брест. Путешествие сквозь века». Мн., 2003. Учащиеся и руководитель поисковой работы посетили краеведческий отдел Брестской областной библиотеки, изучили картотеку краеведческого отдела, раздел «Почётный гражданин города Бреста», познакомились с материалами периодической печати, художественной и публицистической литературой, посвящённой истории нашего города. Были также изучены материалы школьного Музея боевой славы.
После того, как необходимый материал был собран, ребята под руководством учителя провели его систематизацию и оформили поисковую работу.
В 2009 году по материалам поисковой работы «От Берестья до Бреста» в школьном Музее боевой славы была открыта экспозиция, которая получила название «От Берестья доБреста» (приложение 3). К 990-летнему юбилею нашего города в школе состоялся исторический вечер, в котором были использованы материалы уже названной работы.
В 2011 году нашим мемориальным отрядом была написана поисковая работа «Орден, медаль в моей семье». При подготовке данной работы инициативная группа изучала материалы об орденах и медалях СССР и Республики Беларусь, для этого были использованы интернет-ресурсы и книга Колесникова Г.А., Рожкова А.М. «Ордена и медали СССР» Мн.,1986. Была проведена также большая исследовательская работа. Материалы о своих родственниках участниках Великой Отечественной войны, награждённых орденами и медалями, предоставили учащиеся Адамович Юлия, Ничипорук Диана и руководитель поисковой работы Марчук Валентина Афанасьевна. Ребята взяли интервью у бывшего учителя школы ветерана Великой Отечественной войны Крутикова Алексея Михайловича, который рассказал о своей боевой молодости и наградах, полученных им за боевые заслуги.
Инициативная группа встретилась с супругой Грудницкого Сергея Антоновича, выпускника СШ №22, погибшего при исполнении интернационального долга в Афганистане. Татьяна Владимировна предоставила свои воспоминания о муже, рассказала о хранящихся в семье его наградах.
О своей службе в Афганистане рассказал нам руководитель мемориального отряда школы Пасовец Александр Михайлович. Александр Михайлович награждён двумя правительственными наградами «За боевые заслуги» и «От благодарного афганского народа».
Заместитель директора по воспитательной работе СШ №»22 Борисюк Марина Валерьевна предоставила материал о своём брате, военном лётчике Карпове Сергее Валерьевиче, дважды ездившем в командировки в горячие точки: Таджикистан и Северный Кавказ. Сергей Валерьевич награждён орденом «За заслуги перед Отечеством II степени».
О своём отце, участвовавшем в боевых действиях в Чечне, Штрыкове Олеге, награждённом медалью «За отвагу», рассказала нам ученица 11 класса Штрыкова Надежда.
Об участии в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции рассказал ребятам Стефанков Александр Николаевич, отец учителя химии СШ №22 Томашовой Надежды Александровны. За участие в ликвидации последствий аварии Александр Николаевич был награждён медалью «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».
Большая исследовательская работа завершилась созданием поисковой работы «Орден, медаль в моей семье».
Целью поисковой работы «Дети в обороне Брестской крепости» было проследить судьбы детей участников обороны Брестской крепости. Ребята изучили историческую литературу, посвящённую героической обороне Брестской крепости, познакомились с воспоминаниями Петра Котельникова, Петра Клыпы, Владимира Казьмина, Валентины Зенкиной(Сачковской). Затем учащиеся совместно с руководителем посетили Музей обороны Брестской крепости, познакомились с материалами, имеющимися в музее по данной тематике. Ребята встретились также с выпускником нашей школы Клещёнком Андреем, внуком Александра Алексеевича Бобкова, чудом выжившего после ранений, полученных им во время бомбёжек Брестской крепости и потерявшим там всю свою семью. Андрей рассказал нам историю жизни своего дедушки.
Поисковая работа «Дети в обороне Брестской крепости» вызвала особый интерес у учащихся, так как изучать им пришлось героические подвиги своих ровесников.
В поисковой работе «Освобождение Брестчины в 1944 году» Люблинско-Брестская операция была рассмотрена как составная часть Белорусской наступательной операции «Багратион». Учащиеся изучили литературу по данной тематике, совместно с руководителем поисковой работы посетили краеведческий отдел Брестской областной библиотеки, познакомились с материалами, имеющимися там. В ходе написания данной поисковой работы особое внимание было уделено воинам, отличившимся в ходе освобождения Брестской области и города Бреста и удостоенным звания Герой Советского Союза. Отдельные главы в работе были посвящены героям, чьи имена носят улицы города Бреста, и тем, кто удостоился звания Почётный гражданин города Бреста.
Поисковая работа «Пост Памяти - 45 лет. Семейные династии» была написана в 2017 году к юбилею Поста Памяти. При подготовке материалов для написания работы была изучена история Поста Памяти и мемориального отряда СШ №22. Была прослежена судьба выпускников школы, окончивших Военную Академию РБ и Академию МВД РБ и ставших офицерами. Ребята, члены мемориального отряда, изучили историю собственной семьи и собрали материалы о близких родственниках, нёсших Почётную Вахту на Посту Памяти. Поисковая работа позволила раскрыть творческие способности учащихся, выяснить роль семьи в формировании гражданина и патриота своей Родины.
Готовясь к написанию в 2020 году поисковой работы «Памятники защитникам Отечества в городе Бресте», учащиеся совместно с руководителем поисковой работы изучили книгу: «Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Брестская область» Мн., 1990. Был составлен перечень памятников Защитникам Отечества в городе Бресте. Затем инициативная группа под руководством учителя отправилась на экскурсию по городу с целью посетить и сфотографировать эти памятники. Следующий этап предусматривал разработку и составление плана поисковой работы. Были выделены несколько разделов в работе: «Памятники героям Великой Отечественной войны», «Памятники героям послевоенного времени». После этого началось знакомство с исторической литературой. Целью работы было рассказать о героическом прошлом нашего города. Изучались воспоминания руководителя обороны Брестской крепости Петра Михайловича Гаврилова и других участников обороны. В работе также были использованы материалы школьного музея, посвящённые воинам-афганцам выпускникам СШ №22 Валерию Островскому и Сергею Грудницкому.
После систематизации собранного материала была написана поисковая работа «Памятники защитникам Отечества в городе Бресте».
Материалы поисковых работ, созданных членами мемориального отряда, неоднократно использовались при проведении торжественных мероприятий в школьном Музее боевой славы.
Исследовательский метод используется мною при проведении уроков истории и обществоведения. Учащиеся по заранее выбранным темам готовят рефераты и презентации к урокам. Преимущественно такой метод используется при проведении уроков-семинаров. Самостоятельная постановка проблемы учащимися, её решение, развивают интеллект и логическое мышление, способность сконцентрировать внимание, умение планировать – всё это содействует формированию познавательной мотивации ученика, что, в свою очередь, определяет желание, готовность и способность учиться.
Созданная система работы по организации и ведению поисковой деятельности с учащимися способствует повышению качества исторического образования, формированию гражданственности и патриотизма, разностороннему развитию личности обучающихся.
С 2000 по 2017 год мемориальный отряд СШ №22 занимал призовые места в соревнованиях по результатам несения Почётной Вахты на Посту Памяти у Вечного огня славы в Брестской крепости-герой, всегда высоко оценивались поисковые работы наших учащихся.
Есть среди выпускников СШ №22 и те, кто, будучи юнармейцами, избрали путь защитников Родины. В 2013 году окончил Военную Академию РБ и стал офицером Демидович Григорий, который нёс Почётную Вахту на Посту Памяти в 2005-2008 годах. С 2007 года работает в милиции, а ныне в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (по Брестской области МВД Республики Беларусь) Ковалёв Василий. Василий нёс Вахту Памяти в 2001-2004 годах.
Юнармейцы мемориального отряда нашей школы Максимук Дмитрий, Бодовец Антон, Мельник Игорь после окончания школы поступили в Академию МВД Республики Беларусь. Сегодня они обеспечивают спокойствие и порядок в родном городе.
Традиционно успешно участвует в конкурсах всех уровней Музей боевой славы ГУО «СШ №22 г.Бреста» (приложение 4). Эти успехи во многом определяются активной поисковой работой, проводимой нашими учащимися.
Исследовательская деятельность служит отправной точкой в развитии личности учащихся. Необходимо дать возможность ученикам приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений, нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.
Перспективы своей работы вижу в продолжении исследовательской деятельности с учащимися во внеклассной работе и на уроках истории и обществоведения, в распространении опыта своей педагогической деятельности. С этой целью в марте-мае 2020 года я приняла участие в открытом заочном конкурсе педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи «Дорогой мира и добра», посвящённом 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в номинации «Героическое наследие как основа стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения». На конкурс был представлен материал «Поисковая работа как важная составляющая подготовки мемориального отряда школы» (приложение 2). Конкурс проводил ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи г. Бреста». Учащиеся мемориального отряда школы также приняли участие в этом конкурсе в номинации «Поисково-исследовательские и творческие работы учащихся по изучению героического наследия народа» с работой «Памятники защитникам Отечества в г. Бресте» и награждены отделом по образованию Брестского горисполкома дипломом III степени как победители открытого заочного конкурса педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи.
30 июня-8 июля 2019 года поисковый отряд ГУО «Средняя школа №22 г. Бреста» представлял Брестскую область на республиканском слёте поисковых отрядов «Мы – наследники победы» и занял 3 место в общекомандном зачёте.
Моя дальнейшая работа будет направлена на совершенствование и расширение педагогического опыта по организации поисково–исследовательской деятельности учащихся.