ПЛАН ОБУЧАЮЩЕ-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
№ п/п |
Тема |
Основные аспекты содержания |
Сопровождение |
||
2. |
Занятия с учащимися I-II классов учреждений общего среднего образования |
||||
2.1. |
Жилая зона |
· Провести экскурсию и изучить двор (жилую зону), в котором размещено учреждение общего среднего образования; · продумать безопасные маршруты движения учащихся «Дом → школа», «Школа → дом». |
|||
2.2. |
Дорога |
· Изучить интенсивность движения на участке дороги в районе расположения учреждения общего среднего образования; · объяснить понятия «проезжая часть», «тротуар» и рассмотреть, как пешеходы движутся по тротуарам и пешеходным переходам; как движутся транспортные средства по проезжей части; · провести ролевую игру «Мы участники дорожного движения». |
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
2.3. |
Стань заметней в темноте! |
· Чтение тематической сказки (рассказа); · объяснить предназначение световозвращающих элементов; · показать правила крепления световозвращающих элементов к одежде, рюкзаку и т.д. |
Видеофильм |
||
2.4. |
Пешеходный переход |
· Изучить месторасположение пешеходных переходов на дороге близлежащей к учреждению образования; · объяснить значение дорожных знаков: «Пешеходный переход» (5.16.1, 5 16.2), «Подземный пешеходный переход» (5.17.1, 5.17.2), «Надземный пешеходный переход» (5.17.3, 5.17.4); пешеходного светофора, разметки, применяемых для регулирования движения пешеходов на пешеходном переходе; · провести игру с применением пазлов всех вышеназванных знаков. |
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
2.5. |
Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде |
· Объяснить нормы безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств; · объяснить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части дороги; · провести игру-рассуждение «Как поступить?» (рассматриваются различные ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них). |
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
2.6. |
Правила поведения в общественном транспорте |
· Рассказать о правилах безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте; · провести ролевую игру «Я – пассажир». |
Видеофильм |
||
2.7. |
Значение дорожных знаков с изображением контура человека (детей) |
· Закрепить знания детей предназначения дорожных знаков: «Пешеходный переход» (5.16.1, 5 16.2), «Подземный пешеходный переход» (5.17.1, 5.17.2), «Надземный пешеходный переход» (5.17.3, 5.17.4); · объяснить предназначение дорожных знаков: «Впереди пешеходный переход» (1.20), «Дети» (1.21), «Движение пешеходов запрещено» (3.10); · провести игру «Выбери дорожный знак». |
Мультимедийная презентация |
||
2.8. |
Дорога – не место для игр |
· Объяснить причины недопустимости игры вблизи дороги, во дворе вне игровых площадок; · назвать места для безопасной игры с мячом, скакалкой и т.д.; · провести игру «Выбери место для игры». |
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
2.9. |
Движение во дворе (жилой зоне) на самокатах, велосипедах |
· Объяснить нормы безопасного поведения при движении на самокате, велосипеде; · рассказать о выборе места и самостоятельном обустройстве трассы для фигурного катания. · Примечание. В случае наличия материально-технической базы (фишки, велосипед, самокат и т.п.) наиболее целесообразно проведение занятия с игровыми заданиями. |
Видеофильм |
||
2.10. |
Да здравствуют каникулы! |
· Объяснить правила движения детей в колонне в населенном пункте, правила поведения на дороге вне населенного пункта; · рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности; повторить важность применения световозвращающих элементов в темное время суток. |
Видеофильм |
||
3. |
Занятия с учащимися III-IV классов учреждений общего среднего образования |
||||
3.1. |
Безопасные маршруты |
· Повторить месторасположение пешеходных переходов, расположенных вблизи учреждения общего среднего образования; · продумать безопасные маршруты движения учащихся в учреждения общего среднего образования, магазин, на занятия в спортивную секцию, кружок; · провести игру «Выбираем безопасный маршрут». |
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
3.2. |
Правила поведения в общественном транспорте |
· Рассказать о нормах безопасного поведения пассажиров в общественном транспорте и на его остановках; · провести ролевую игру «Я – пассажир». |
Видеофильм |
||
3.3. |
Стань заметней в темноте |
· Закрепить знания детей о предназначении световозвращающих элементов; · провести игру «Моя безопасность в моих руках!» (показать, как крепить ленты, подвески, наклейки и т.п. элементы к одежде, рюкзаку, чтобы они отражали свет фар). |
Видеофильм |
||
3.4. |
Зимние забавы |
· Тематический рисунок «Моя любимая зимняя игра»; · на основе анализа рисунков, объяснить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части с лыжами, санками, коньками; · показать безопасные места для зимних подвижных игр, катания на санках, спринтах. |
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
3.5. |
Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде |
· Закрепить знания норм безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств, при переходе проезжей части дороги; · провести игру-рассуждение «Как поступить?» (рассматриваются различные ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них). |
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
3.6. |
Опасности дороги |
· Объяснить, с какими опасностями может столкнуться пешеход при переходе проезжей части на зеленый сигнал светофора; · показать правила перехода проезжей части при движении по сигналам регулировщика; · моделирование ситуаций движения пешеходов по сигналам регулировщика. |
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
3.7. |
Дорога – не место для игр |
· Объяснить причины недопустимости игры вблизи дороги, во дворе вне игровых площадок; · назвать места для безопасной игры с мячом, скакалкой и т.д.; · провести игру «Выбери место для игры». |
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
3.8. |
Движение во дворе (жилой зоне) на роликовых коньках, самокатах, велосипедах |
· Объяснить нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, самокате, велосипеде; · Рассказать о выборе места и способах самостоятельного обустройства трасс для фигурного катания. · Примечание. В случае наличия материально-технической базы (фишки, велосипед, самокат и т.п.) наиболее целесообразно проведение занятия с игровыми заданиями. |
Видеофильм |
||
3.9. |
Юный инспектор движения – звучит гордо! (рекламная акция) |
· Рассказать о направления деятельности отрядов ЮИД, подготовке юного инспектора движения; · привести примеры практического применения знаний и умений, полученных юным инспектором в процессе обучения; рассказать о проводимых конкурсах и соревнованиях отрядов ЮИД. |
Видеофильм |
||
3.10. |
Да здравствуют каникулы! |
· Объяснить правила движения детей в колонне в населенном пункте, правила поведения на дороге вне населенного пункта; · рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности; · повторить важность применения световозвращающих элементов в темное время суток. |
Видеофильм |
||
4. |
Занятия с учащимися V-VI классов учреждений общего среднего образования |
||||
4.1. |
Участник дорожного движения - звучит гордо! |
· Познакомить с историей создания Правил дорожного движения, объяснить необходимость ответственного отношения к соблюдению Правил участниками дорожного движения; · повторить месторасположение пешеходных переходов вблизи учреждения общего среднего образования, безопасные маршруты движения учащихся в, магазин, на занятия в спортивную секцию, кружок; · обратить особое внимание на нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, скейтбордах, велосипедах; · рассказать о направления деятельности отрядов ЮИД, подготовке юного инспектора движения, о проводимых конкурсах и соревнованиях. |
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
4.2. |
Развитие умения предотвратить опасность |
· Объяснить важность концентрации внимания и развития зрительной памяти участника дорожного движения; · провести тест «Внимательный участник дорожного движения». |
Тест «Внимательный участник дорожного движения» |
||
4.3. |
Стань заметней в темноте |
· Закрепить знания детей о предназначении световозвращающих элементов; · провести игру «Моя безопасность в моих руках!» (показать, как крепить ленты, подвески, наклейки и т.п. элементы к одежде, рюкзаку, чтобы они отражали свет фар). |
Видеофильм |
||
4.4. |
Зимние забавы |
· Объяснить нормы безопасного поведения при переходе проезжей части с лыжами, санками, коньками; · показать безопасные места для зимних подвижных игр, катания на санках, сноубордах. |
Видеофильм |
||
4.5. |
Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде |
· Закрепить знания норм безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств, при переходе проезжей части дороги; · рассмотреть ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них. |
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
4.6. |
Места повышенной опасности дороги |
· Повторить с какими опасностями может столкнуться пешеход при переходе проезжей части на зеленый сигнал светофора, правила перехода проезжей части по сигналам регулировщика; · показать места повышенной опасности на дорогах, расположенных близи учреждения общего среднего образования; · выполнить задания по проверке уровня внимания и зрительной памяти. |
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
4.7. |
Я – пассажир |
· Закрепить знание норм безопасного поведения в общественном транспорте и на его остановочных площадках; · повторить нормы безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значение ремней безопасности. |
Видеофильм |
||
4.8. |
Я – велосипедист |
· Объяснить правила движения велосипедистов в населенном пункте и за его пределами; · рассказать об обозначении велосипеда для движения по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости; · обратить внимание на возраст велосипедиста, необходимый для разрешения движения по дороге без сопровождения совершеннолетнего лица; показать разрешенные места для катания на велосипеде вблизи учреждения общего среднего образования. |
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
4.9. |
Я – путешественник |
· Повторить правила движения детей в колонне в населенном пункте, правила движения на велосипеде, правила поведения на дороге вне населенного пункта; · объяснить правила движения пешеходов на железнодорожных переездах. |
Видеофильм |
||
4.10. |
Да здравствуют каникулы! |
· Рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности; · повторить важность применения пешеходом световозвращающих элементов, важность обозначения велосипеда в темное время суток. |
Видеофильм |
||
5. |
Занятия с учащимися VII-VIII классов учреждений общего среднего образования |
||||
5.1. |
Уважаешь себя – уважай других! |
· Познакомить с историей создания автомобиля, Правил дорожного движения, объяснить необходимость ответственного отношения к соблюдению Правил участниками дорожного движения; · повторить месторасположение пешеходных переходов вблизи учреждения общего среднего образования, безопасные маршруты движения пешеходов; · объяснить последствия нарушений подростками Правил дорожного движения. |
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
5.2. |
Развитие умения предотвратить опасность |
· Объяснить важность концентрации внимания и развития зрительной памяти участника дорожного движения; · провести тест «Внимательный участник дорожного движения». |
Тест «Внимательный участник дорожного движения» |
||
5.3. |
Стань заметней в темноте |
· Закрепить знания подростков о предназначении световозвращающих элементов; · провести игру «Моя безопасность в моих руках!» (показать, как крепить ленты, подвески, наклейки и т.п. элементы к одежде, рюкзаку, чтобы они отражали свет фар). |
Видеофильм |
||
5.4. |
Дорожно-транспортное происшествие |
· Объяснить термин «дорожно-транспортное происшествие», причины происхождения и ответственность за совершение; · рассказать о действиях, если подросток стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия; · моделировать ситуации вызова милиции, скорой помощи. |
Видеофильм |
||
5.5. |
Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде |
· Закрепить знания норм безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных транспортных средств, при переходе проезжей части дороги; · рассмотреть различные ситуации, которые могут произойти в неблагоприятных погодных условиях на дороге и пути выхода из них. |
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
5.6. |
Сигналы регулировщика для пешеходов |
· Объяснить предназначение сигналов регулировщика; · провести тренинг по закреплению действий пешеходов при движении по сигналам регулировщика. |
|||
5.7. |
Юный водитель |
· Объяснить правила движения на велосипедах, мопедах в населенном пункте и за его пределами; · рассказать об обозначении велосипеда, мопеда для движения по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости; · обратить особое внимание на возраст водителя велосипедиста, мопеда, при котором разрешено движение по дороге без сопровождения совершеннолетнего лица; · показать разрешенные места для катания на велосипеде, мопеде вблизи учреждения общего среднего образования. |
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
5.8. |
Сигналы регулировщика для водителей велосипедов, мопедов |
· Повторить значение сигналов регулировщика; · провести тренинг по закреплению действий пешеходов, водителей велосипедов, мопедов при движении по сигналам регулировщика. |
Мультимедийная презентация |
||
5.9. |
Путешествуем без опасностей! |
· Повторить правила движения пешеходов в населенном пункте, правила движения на велосипеде, мопеде самостоятельно и в колонне, правила поведения на дороге вне населенного пункта; · объяснить нормы безопасного поведения на железнодорожных переездах. |
Видеофильм |
||
5.10. |
Да здравствуют каникулы! |
· Рассказать о нормах безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значении ремней безопасности; · повторить важность применения пешеходом световозвращающих элементов, важность обозначения велосипеда, мопеда в темное время суток. |
Видеофильм |
||
6. |
Занятия с учащимися IX-XI классов учреждений общего среднего образования |
||||
6.1. |
Уважаешь себя – уважай других! |
· Объяснить: необходимость ответственного отношения к соблюдению Правил участниками дорожного движения, последствия нарушений Правил дорожного движения. |
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
6.2. |
Развитие умения предотвратить опасность |
· Объяснить важность концентрации внимания и развития зрительной памяти участника дорожного движения, тестирование. |
Тест «Внимательный участник дорожного движения» |
||
6.3 |
Стань заметней в темноте |
· Закрепить знания молодежи о предназначении световозвращающих элементов. |
Видеофильм |
||
6.4. |
Дорожно-транспортное происшествие |
· Объяснить причины происхождения и ответственность за нарушение Правил дорожного движения; · рассказать о действиях свидетеля дорожно-транспортного происшествия; · моделировать ситуации вызова милиции, скорой помощи. |
Видеофильм |
||
6.5. |
Государственная автомобильная инспекция |
· Рассказать историю становления ГАИ, её функции и задачи. |
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
6.6. |
Основы теории движения автомобиля |
· Рассказать об осветительных приборах, скоростном режиме движения, остановочном пути автомобиля. |
Мультимедийная презентация |
||
6.7. |
Все о мотоциклах и скутерах |
· Объяснить особенности управления, порядок получения права управления, административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения. |
Видеофильм |
||
6.8. |
Сигналы регулировщика |
· Повторить значение сигналов регулировщика, провести тренинг по закреплению действий при движении по сигналам регулировщика. |
Мультимедийная презентация |
||
6.9. |
Путешествуем без опасностей! |
· Повторить правила движения пешеходов в населенном пункте и вне его самостоятельно и в колонне; правила движения на велосипеде, мопеде самостоятельно и в колонне; нормы безопасного поведения на железнодорожных переездах. |
Видеофильм |
||
6.10. |
Да здравствуют каникулы! |
· Повторить необходимость применения пешеходом световозвращающих элементов; важность обозначения велосипеда, мопеда в темное время суток; нормы безопасного поведения при движении в легковом автомобиле, значение ремней безопасности. |
Видеофильм |
||
Примечание.
Основная цель мероприятий - формирование общественного сознания о недопустимости нарушений Правил дорожного движения, устойчивого негативного отношения участников дорожного движения ко всем проявлениям пренебрежительного отношения к действующим в сфере дорожного движения правилам и нормам, формирование убеждения в личной ответственности за за безопасность на дороге.
Периодичность проведения обучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических мероприятий:
- первая неделя каждого месяца в учреждениях дошкольного образования (занятия с детьми проводят педагоги учреждений дошкольного образования в присутствии сотрудников ГАИ);
- вторая неделя каждого месяца в учреждениях общего среднего образования (занятия с учащимися проводят педагоги учреждений общего среднего образования с предоставлением им тематических материалов сотрудниками ГАИ и с их участием, либо сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних). В период каникул занятия проводятся в школьных и оздоровительных лагерях.